Карл Брюллов
Звёздные часы жизни
Карл Павлович
Брюллов
Блистательный представитель золотого века, живописец, профессор Петербургской академии художеств, почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий.

Искусствоведы относят стиль его письма к академизму и романтизму, но талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами, сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.
Звёздные часы жизни
Академические годы
В 10-летнем возрасте Карла приняли
в Императорскую академию художеств.
Виднейшие мастера отмечали способности и упорство Брюллова с первых ученических лет, но были недовольны теми работами юного художника, в которых он проявил независимость, самостоятельность
и нарушал строгие академические правила.
Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины — «Нарцисс» и «Гений искусства», признанный Советом Академии как образец для копирования.
За время учебы Брюллов был удостоен всех академических наград —
малых, больших серебряных и золотых медалей.
Карл Брюлло родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге.

Все семеро детей академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло обладали художественными талантами. Но слава, выпавшая позже
на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Гений искусства. 1817-1820
Бумага серая, пастель, уголь, мел, итальянский карандаш. 65 x 62 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Профессора совета стояли перед «Нарциссом» и поражались искренности удивленного взгляда и жеста, мягкой женственности форм влюбленного в себя юноши, поражались обаянию пейзажа, в котором античность не списана была
с образца, но жила (а где он, Брюлло, сроду из Петербурга не выезжавший,
ее подглядел, угадал — неведомо), и вовсе не знали, что сказать про не предусмотренного программой улетающего прочь Амура — вдруг из-под кисти Брюлло вырвавшегося и как бы показывающего, что любовь к другим покидает того, кто любит лишь себя.
Итальянский период
Звёздные часы жизни
Русифицировав по распоряжению императора фамилию Брюлло на Брюллов,
в 1822 году братья Карл и Александр отправились в увлекательное художественное турне по Европе. В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного.
Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работал над ее копией. Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры
ни в чем, и эта работа была блестяще выполнена.

Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния.
Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок
и композиция, эмоциональный, теплый колорит.

Полотно «Итальянское утро» вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. Картину преподнесли в дар императору Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, заказал ему парную картину, и Брюллов пишет «Итальянский полдень».

Итальянское утро. 1823. Холст, масло

Кунстхалле Киля, Германия


Итальянский полдень. 1827. Холст, масло. 64 x 55 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Легкий, еще не насыщенный зноем воздух, зелень сада, едва стряхнувшего
с себя ночную темноту, по-утреннему прохладный камень фонтана, свежесть воды, серебристой струей сбегающей по желобку, прелестная молодая женщина, склонившаяся над водой. Всё на этом холсте — «предмет» неизменно и жадно художником любимый: жизнь.

И — снова солнце, снова сад, широкие и мягкие резные листы, причудливые изгибы лозы. Женщина в винограднике взобралась на лестницу, на левой руке
у нее корзина, правой отламывает виноградную гроздь. Крупные, наполненные светящимся соком ягоды — словно капли солнца, стекающего сквозь листву.
Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном
«Последний день Помпеи».
Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу людей в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.
Трагический пафос величественной «картины-катастрофы» усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами.
Последний день Помпеи. 1827-1830
Эскиз. Бумага, тушь, графитный карандаш. 17 x 24 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Улица гробниц Помпеи. 1827.
Бумага, графитный карандаш, сепия, 20,4×27 см.
Эскиз. 1827-1828. Бумага, сепия. 21,9 х 30
Русский музей, С.-Петербург
Он увидел конус Везувия, тихо темнеющего на фоне палевого закатного неба, над Везувием лиловой лентой мирно тянулось облако. И в эту минуту все, что некогда произошло здесь, вдруг разом явилось перед его глазами — он на мгновение увидел гибель Помпеи...
Эскизы сочинялись легко, фигуры лепились одна к другой, и пустоты как будто сами собой заполнялись. Он увидел ночное небо, охваченное багровым пламенем, толпу народа на улице, мать, умоляющую сына покинуть ее, женщину, обнявшую дочерей; вдруг явственно замаячил перед глазами помпеянец, укрывающий плащом прижавшееся к нему семейство, словно легкая ткань может стать защитой от раскаленного пепла и града камней, — он поднял руку, как бы желая удержать это падающее огненное небо и вместе предостерегая небеса и прося их усмирить стихии.
Огонь, дым, пыль, пепел, черный дождь полосует воздух — и мраморная чистота фигур. Ужас, боль, разрушение, смерть — и красота лиц, тел, движений.
Последний день Помпеи. 1830-1833
Холст, масло. 456 x 651 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Это великое произведение Брюллова вызвало в Италии безграничный восторг. Города, где картина была выставлена, устраивали художнику триумфальные приемы; ему посвящали стихотворения, его носили по улицам на руках
с музыкой, цветами и факелами, титул «бессмертный» все крепче лепился
к его имени.
Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остались неосуществленными или осуществленными лишь частично.
В Риме им было написано несколько жизнерадостных, эффектных по живописи, с явным романтизмом по своему общему замыслу картин, хранящих твердую основу школы классицизма: простую композицию, блестящий рисунок, отчетливость построения объемной формы. Одна за другой появляются лирическая «Эрминия у пастухов» и «Вирсавия».
На итальянский период пришелся триумф «Всадницы».
На этом парадном портрете прекрасна природа, прекрасны животные, прекрасны ткани одежд, узнавший резец мастера камень здания, конская упряжь, ошейники собак, озаренный солнечными бликами металл балюстрады. Восторженные итальянцы сравнивали Брюллова
с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством.
Глубокая, теплая тень развесистого дерева.
Сияние обнаженного тела, по которому скользят рефлексы от освещенной воды, насыщенные красные и синие тона богатого восточного наряда, темная кожа маленькой негритянки, оттеняющая белизну тела Вирсавии, — во всем чувствуется художник-романтик, ищущий ярких экзотических эффектов.
Восточные мотивы
Звёздные часы жизни
В 1835 году, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической
и бытовой наблюдательностью. Брюллов принял участие в экспедиции «Путешествие на Восток», взяв на себя функции иллюстратора будущего издания «Путевых записок».

Задача зафиксировать разнообразные впечатления этого путешествия, заставляет его обратиться к новой, ранее незнакомой русскому искусству форме путевого очерка. Будучи блестящим рисовальщиком, он использовал для этого разнообразные манеры письма и технические средства: карандаш, черный мел, бистр, тушь, сепию, часто сочетая их с пером или кистью.

Брюллов восхищался дикой красотой природы Греции, величием ее архитектурных памятников. До поездки в Грецию художник не уделял внимания пейзажу как самостоятельному жанру, прибегая к изображению природы лишь для пейзажного фона
в портретах, исторических или жанровых композициях.
Во время путешествия по Греции перед ним встала задача создания собственно пейзажных работ.

Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических островах,
в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 году. Ч.1- 2. / В.П. Орлов-Давыдов. – Санкт-Петербург : В тип. Е. Фишера, 1840).
Его пейзажи, отмеченные широтой пространственного построения, имеют монументально-эпический характер. Таковы виды с храмом Аполлона Эпикурейского
в Фигалии и Херонейской долины с Парнасом. Дикая красота сельской природы Греции
в композициях «Утро в Мираке» и «Деревня св. Рокка близ города Корфу».
Акварельной живописи Брюллова тех лет присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей
и очарование природы.

Лучшие композиции Брюллова в Турции: «Полдень в Караван-сарае», «Гавань в Константинополе».

Греческое утро в Мираке. 1835
Из иллюстраций для "Атласа к путевым запискам".
Бумага, акварель. 23 x 29 см
Государственный музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина, Москва
Орлы парят над двуглавой вершиной. День выдался ненастный. Небо мрачно. Продираясь сквозь цепкий кустарник, Карл карабкается на крутизну. Пахнет каменистой пылью, влагой, лавандой. Парнас!
Карл выпрямляется, оглядывается. Холодный ветер лижет ему лицо, треплет волосы, норовит вырвать из рук тетрадь. Слева из охры и зелени предгорья выпирают изрезанные морщинами лиловые скалы, справа отдаленные горные уступы глухо чернеют под пасмурным небом, двуглавый Парнас грозовым, лилово-сиреневым облаком повис над долиной.
Возвращение на родину
Звёздные часы жизни
Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому.
Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» не стала новым шедевром, поскольку в ней художнику не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории.
Брюллов мрачно шутил: «Это досада Пскова»…

Вернувшись в Петербург, Карл Павлович Брюллов занял должность руководителя исторического класса Академии, где работал в 1836 - 1849 годах.
Люди, с которыми судьба сводила Брюллова в эти годы, восхищались смелостью его суждений об искусстве. Их пленяла его блестящая речь, образная, чёткая, почти картинная в своей изобразительности. Огненный темперамент речи сочетался с железной логикой мысли, за всем, что говорил Брюллов, чувствовался сильный ясный ум, который сказывался во всем: в понимании исторической обстановки, в анализе событий, в характеристике людей и более всего в его творчестве.

Портрет был той областью,
где талант Брюллова царствовал полновластно и блистательно
Про петербургские портреты Брюллова современники говорили, что не просто глаза человеческие с них смотрят — художник запечатлел взгляд человека:
внутренний мир, характер, мысли, привычки, страсти изображенного лица — вот что постигали зрители, всматриваясь
в эти портреты.

Карл Брюллов необычайно чутко относился к малейшему проявлению таланта. Если судьба сводила его с личностью, осенённой божественной искрой,
он буквально растворялся в этом человеке, тут же перенося его образ на полотно. Брюллов стал основоположником «романтического портрета»,
где весьма существенное значение играл цвет. Выразительное использование полупрозрачных слоёв, скрупулёзно показанная фактура, рефлексы, полутона – вся техническая часть произведений играла такую же важную роль,
как и объекты композиции. Доведя технику до совершенства, Брюллов мастерски передавал настроение и характер персонажа.
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини. Не позднее 1842. Холст, масло. 249 x 176 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Он пишет светские портреты, впечатляющие сильными красочными
и композиционными эффектами. К числу лучших парадных полотен Брюллова относятся портреты: графини Ю. П. Самойловой с Джованиной и арапчонком и ее же портрет с воспитанницей Амацилией.
Последний портрет в насыщенном цветовом контрасте синего и красного раскрывает яркий образ одной из известных светских женщин того времени. Простота композиции, лаконизм цветового звучания немногочисленных насыщенных тонов придает полотну большую декоративную выразительность, почти монументальность. Открытое лицо модели в обрамлении густых черных волос, на фоне ярко-красного занавеса, ее одеяние, ниспадающее складками, юная спутница в восточном костюме — все это придает образу яркий романтический колорит.
Красный взвившийся занавес очищающим пламенем отделяет, отрезает
Юлию от кипящей позади шутовской карусели маскарада.
Юлия сорвала маску, прекрасное лицо ее открыто, она покидает этот мир масок.
Критики твердят, что Брюллов не портреты пишет с людей — целые картины. Карл пишет Юлию, пылкую, всегда истинную, всегда единственную.
Любя пишет...

Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует на портретах выдающихся людей того времени, более сдержанных по колориту, подчеркивающих духовную значительность моделей.
Художник глядит с холста сурово и тревожно. Потемневшим от времени ореолом мученика разметались волосы, обрамляя бледное, исхудавшее, изможденное болезнью и горестными думами лицо. Прекрасная рука свисает
с подлокотника устало и бессильно. Жизнь прожита...
Брюллов на автопортрете царствен и надломлен, горд и покорен судьбе, душевная боль сливается с душевной смелостью, главное же — высокий дух побеждает и немощь плоти, и испытания, выпавшие уму и чувствам.
Жизнь прожита, художник болен и утомлен, но у него достанет сил еще любить этот мир с его радостями и бедами, верить в человека, достойно встречать бури и утраты, огненным творческим порывом служить искусству.
Автопортрет. 1848
Картон, масло. 64 x 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


На автопортрете перед нами изнуренный болезнью человек с напряженным
и строгим взглядом и запавшими щеками, бледность которых особенно подчеркнута сопоставлением с черной бархатной курткой и красной обивкой кресла. Приглушенный колорит усиливает впечатление общей сосредоточенности и тревожного ожидания.
Произведение принадлежит к числу наиболее реалистических и острых по глубине характеристики портретных работ художника.
Последние годы
Звёздные часы жизни
Художник с увлечением берется
за монументально-декоративные проекты
Антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в его эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка
с младенцем Геркулесом».

Он выполнил алтарный образ «Взятие Богоматери на небо» для главного придела Казанского собора в Петербурге, образ «Святая Троица» в Сергиевской пустыни, а также несколько образов для церкви на Аптекарском острове
в Петербурге, создал эскизы росписей Пулковской обсерватории.

Брюллову были заказаны росписи Исаакиевского собора — плафон, двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и четыре композиции на евангельские сюжеты. Он выполнил эскизы и картоны, а также начал роспись плафона,
но из-за тяжелой болезни работу закончить не смог.

С 1849 года Брюллов, слабея
от болезни, живет на острове Мадейра, а с 1850 — в Италии
В последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты, согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.
Скончался художник (11) 23 июня 1852 года
в Манциане под Римом. Конец он встретил мужественно: "Вместо сорока
я прожил пятьдесят, следовательно, украл у вечности десять лет и не имею права жаловаться на судьбу…"
Из теплого, цветущего, сверкающего зеленью Рима его тянуло домой, в Россию, первый раз в жизни тело его тосковало по холоду и снегу. Брюллов закрывает глаза и тотчас с неожиданной страстью начинает мечтать об оглушающей прямизне петербургских проспектов и набережных.
О снежной пыли, которую ветер гонит со свистом вдоль скованной Невы.
О заиндевевших, словно бы чуть тронутых сиреневым сфинксах из знойных Фив у входа в академию, о легких санках с бурой мохнатой полстью.
Богиня Луны, Диана, тихо покоится
на ее крыльях, погружаясь в глубокий сон. Внизу кладбище Монте-Тестаччио — ночная тьма набегает на него черной тенью. Брюллов поставил на рисунке точку, указывая место, где хотел бы быть погребенным.
Там его и похоронили.
Брюллов однажды сказал о Рембрандте, что тот «похитил солнечный луч». Эти слова можно отнести и к самому Брюллову. Что бы мы ни видели на его полотнах — всё внутренне озарено этим солнечным лучом мировосприятия.
Незадолго до смерти Карл Брюллов исполнил большой рисунок «Диана на крыльях Ночи». Ночь, прекрасная печальная женщина с лирой в руках, распахнув крылья, летит над Римом.
Цитаты из книги
В. И. Порудоминского "БРЮЛЛОВ"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website